ты меня куда привела?!
Хочется о литературе поговорить. Думаю, многие пришли к выводу, что современную литературу (а вся литература когда-то была современной) делают критики. То есть берется такой маститый, уважаемый (а еще лучше активный и продвигаемый) человек и ему вменяется роль оценщика. Кстати не только литературных произведений, таких полно и в других субъективнозависимых сферах. Да, скажу еще тут одну из любимых фраз про оценщиков, фраза из любимой книги (Борис Алмазов, если кого интересует, "Считаю до трех"):
- Но как? Они же на картину в кулачок смотрели?! Как они могли ничего не понять?
- К твоему сведению, те, кто смотрят в кулачок, чаще всего ничего в картинах не понимают.

Весьма вольное воспроизведение, память-то девичья, главное - смысл.
Так вот, вернемся к нашим баранам. Отныне и навсегда при велеречивых излияниях о произведении, вызвавшем у меня недоумение, буду просить у воспевающих краткую его характеристику. Его, в смысле произведения, и краткую, но в то же время емкую. Без постмодернистких уклонов и размазывания хм-хм... пусть будет манной каши по тарелке. Наверняка, я, в глазах критиков, с манной кашей буду ассоциироваться очень здорово. Поскольку, не доросла. Не допоняла. Не научилась. Зато не надо будет потом себе всяких ненужных вопросов задавать. А то, почему-то, многие думают, что я прекращаю спорить только оттого, что у меня аргументы кончились. А я, может, отношения портить не хочу.

Вот ведь в чем беда: обо всем понятном можно сказать кратко, а все непонятное - можно возвысить. Но, чаще всего, ненужно. Положа руку на сердце, я никогда и в дальнейшем не понимала с первого взгляда непонятного. Может, это просто лень. У каждого свои причины. Ни Беккета, ни Ионеску с зарубежной литературы. Ни Хлебникова с прочими обэриутами с русской. Ни даже Хармса, которому как известно с Россией не повезло. Что уж говорить про современных постмодернистов с их супертекстами, оставляющих у меня впечатление бессвязного "что вижу, то пою, а со зрением проблемы". Не верю я в молодых гениев этого направления, потому что, следуя еще одной простой истине (правда, она про художников, но и к литературе вполне) - чтобы рисовать абстрактное, нужно уметь мастерски рисовать конкретное. А чтобы мастерски рисовать (в нашем случае - писать) у них просто времени не хватило бы. Мы ж, чай, не Моцарты, за рояль в три года не сажены.

@темы: дорогой дневник, ..., дерево Дум

Комментарии
15.02.2013 в 22:43

Марс в фуражке
Вроде наоборот, критика говорит одно, а на деле выходит другое. Немногих при жизни современники признали же.
15.02.2013 в 23:24

ты меня куда привела?!
Но критики-то признали и продвигают. Нет, все это , в большей степени, относится все же к современной ситуации. Все эти списки бестселлеров и прочее. А у нас - рекомендуемых литературными журналами, например.
16.02.2013 в 00:26

Марс в фуражке
Дорога с облаками, свои популярные вещи, которые продвигали критики (которые ориентируются в том числе на мнение толпы) были в каждое время.
Никакой критик всё равно не пропихнёт вещь через века, я считаю. Мода - это одно, а искусство - совсем другое. Я так вижу.

Или не очень понимаю, о чём речь.
16.02.2013 в 12:14

ты меня куда привела?!
А я вот склона все же считать, что мнение толпы критики формируют, а не наоборот. И да, конечно, речь идет о моде. Не все модные произведения проходят проверку временем. А современное искусство и мода разве не очень близкие понятия?
17.02.2013 в 15:06

Марс в фуражке
Дорога с облаками, современное и мода, мне кажется, почти одно и то же.
Правда, я не знаю, как с обратной связью, мне кажется, что невозможно навязать нечто совершенно чуждое толпе. Любая реклама будет учитывать аппетиты фокус-группы.
17.02.2013 в 17:35

ты меня куда привела?!
Лоторо, навязать сразу и вмиг - вряд ли. А внушать медленно, но верно - очень даже. Достаточно даже внушить паре-тройке ярких представителей, чтоб подтянулись последователи. Срабатывает не всегда, но часто.
18.02.2013 в 17:07

Марс в фуражке
Не знаю, мне трудно судить. Но, думаю, важен именно синтез того, что могут хавать и того, что могут убедить хавать.
04.03.2013 в 21:01

осень кончилась - иди за второй (с)
а среди современных российских прозаиков тебе кто-нибудь люб?
04.03.2013 в 21:24

ты меня куда привела?!
У меня, скорее, не авторы, а произведения. Прилепин В "Санькье" понимаем и близок, а в "Грехе" или там "Черной обезьяне" - нет. И он интересен как личность, но порой отталкивает, но, возможно, это несовпадение взглядов. У Улицкой тоже далеко не все попадает, после "Искренне ваш, Шурик" очень долго не могла ее читать. Рубина нравится, но и ее надо разбавлять. Алексей Иванов. Санаеву, наверное, не перейти рубеж "Похороните меня за плинтусом", да он, вроде бы, и не хочет. Вот Пелевина совсем не могу читать. Акунина раньше любила, давно не читала, даже новый роман о Фандорине никак не могу. А, вот еще мне очень понравилось "Бегство из рая" Павла Басинского, но это не чистый худлит.
Ну все любимые современные авторы, конечно, ни разу не постмодернисты)
04.03.2013 в 22:10

осень кончилась - иди за второй (с)
о, у нас любимые совпадают. но прилепин для меня - это алмаз. филигранность языка, своя, ни с чем не сравнимая интонация. и нигде не фальшивит. рубина фальшивит, она после прилепина кажется... второсортной
04.03.2013 в 22:39

ты меня куда привела?!
я бы сказала, что если ее читать много и только ее, кажется, что она повторяется) а может и не кажется.