ты меня куда привела?!
Как писали в одном из глянцевых журналов: «Если твоя девушка назвала тебя хорошим парнем, пиши пропало. Вероятно, следующим ее шагом будет разрыв отношений». Совет, понятное дело, предназначался лицам мужеского полу. А все почему? Потому что молодых и томных барышень испокон века привлекали не хорошие парни (читай, мирные соседские крестьяне, кузнецы и лесорубы, заботливые бакалейщики и торговцы или даже обедневшие дворяне, не несущие за собой ворох фамильных преданий и сплетен). Нет, барышень привлекали кавалеры с налетом инфернальности на отмеченном интеллектом и красотой челе. А уж если кавалеры попадались еще и обеспеченные, все, навеки быть им записанным в категорию принцев. Сначала на коне, а по прошествии веков на более сподручных технических средствах передвижения. Хотя, будем честными до конца, наличие денежных средств – не главное условие. Потому как свет очей мог быть знойным пиратом без гроша за душой или там трубадуром, мотающимся по окрестным замкам и воспевающим за хлеб насущный достоинства богатых бюргерских дочек, рыцарем в изгнании и т.д. Главное, это личность со всеми прилагающимися (и описанными выше) особенностями. При этом сама барышня не обязана быть писаной красавицей. Это, если хотите, даже исключение из правил. Судьба, верно посчитала, что на женскую долю ума, трепетно-нежной души и красоты как-то многовато будет, и решила на каждую особь выделить по одной (в крайнем случае, по две) характеристики. Конечно, есть счастливые исключение, но они так редки, что мы спишем их на статистическую погрешность. Тем более что для влюбленного мужчины его избранница – самая красивая, а влюбить в себя можно и не полным арсеналом средств. К мужчинам судьба оказалась более благосклонной в том смысле, что ее баловням доставалось все, как если бы их юная фея при рождении в лоб поцеловала. Все и… и ничего, так как найти применения своим природным характеристикам в полной мере до появления «той самой» барышни они не могли. Такие вот пироги.

Сага Стефани Майер «Сумерки» (имеются в виду все четыре дописанных книги, относящихся к основной сюжетной линии) с лихвой использует достижения веков в вопросах взаимоотношений полов. Белла Свон – настоящая романтическая героиня, «обычный человек, оказавшийся в необычных условиях». Как она сама себя называет – «посредственная». Но. В ее «душе таится награда для ловца…», а именно способность наплевать на человеческие предрассудки и полюбить неподобающего персонажа. Так, видимо, задумывалось, что Эдвард будет неподобающим. А как же исторически сложившаяся тяга к ним, неподобающим, спросите вы? Она и сыграла. Мы не можем быть вместе по объективным причинам (сословные предрассудки, несовпадение характеров, семейная вражда, или, как здесь, особенности питания), но друг без друга нам не выжить. Эдвард – просто мечта любой юной (и не очень) барышни. Судите сами: умен, красив, талантлив, загадочен, романтичен, извиняет женские слабости… А то, что он – вампир, в общем-то, дело десятое. Победа духа над плотью только возвышает его еще больше. И с миссией спасения главной героини от различных бед он справляется на отлично. Правда, тут же заметно одно снисхождение в пользу современности – барышня обладает достаточной стойкостью и силой, чтобы тоже спасти героя. Девушки тоже хотят спасать мир – безусловно. А появление побочных линий сюжета в виде стаи оборотней и конкретно Джейкоба играет произведению только на руку. И тоже это вполне ожидаемо. У уходивших сражаться за драгоценности короны рыцарей порой оказывались весьма симпатичные оруженосцы. Хотя тут причина удаления главного героя иная, сюжет развивается исторически.

Я, честно сказать, примкнула к рядам поклонников саги поздновато. Но тому есть причины. Во-первых, шумиха скорее отталкивает, чем притягивает, во-вторых, большинство критиков как-то очень не полюбили книгу и ее продолжения (или, может быть, это я наталкивалась на негатив), в третьих, … не важно. Лучше поздно, чем никогда. «Сумерки» мне понравились. Неплохо прописанные характеры, довольно динамичный сюжет и даже проблески юмора. В общем и целом, неплохо. И, что главное, в сюжет, несмотря на всю его сказочную романтичность, верится. Да, критики сколько угодно могут рассуждать о массовости подобной литературы и делать из этого вывод о ее невысоком качестве, но, на мой взгляд, это не обязательное следствие. Просто у каждого человека (и критика) свои вкусы. Кому-то нравится Кинг, кому-то Гришковец, кому-то Майер. Это все массовая, популярная литература. Она существовала всегда и пережила многих писателей (и критиков). Относительно нашего конкретного произведения, например, к подобному роду относились и средневековые легенды, и романы Джейн Остен, сестер Бронте и пушкинский «Евгений Онегин». Что уж говорить про более современные творения. И вообще «сударь, не шутите с бедной девушкой…» Естественно, «Сумерки» уже повлекли и еще повлекут множество подобий и подражателей. Только они, как бы хорошо не были написаны, не снимут с себя печати вторичности. И это вполне ожидаемо. Деление литературы на «высокую» и «массовую» во многом условно и субъективно. Литературные предпочтения и критерии, в большинстве своем, создают читатели, а не критики. И останутся ли те произведения, над которыми смахивают скупую слезу маститые рецензенты, мысленно ставя их на полочку выше популярных, в умах и сердцах людей или забудутся – решит время. Впрочем, это уже совсем другая история.


@темы: дорогой дневник, ..., рецензии

Комментарии
09.08.2010 в 13:48

Я сгорела и не возродилась. Я - пепел.
Ничё так, мне понравилось :)
Только вот в нескольких местах "все" в смысле "всё" путало. Но это мелочи.
А, и еще "Такие вот пироги", как вывод (пусть и всего лишь одной части), как-то не очень ;)
09.08.2010 в 14:18

ты меня куда привела?!
Спасибо, Тань)