Земля, как до сих пор считают некоторые, устойчиво держится на трех китах и одной черепахе. Так вот своеобразные «три кита» можно положить в основу практически любого явления. Например, кино. Любого фильма. Рассмотрим на примере недавнего «великого фильма о великой войне». Иначе говоря «Утомленные солнцем 2. Предстояние» Никиты Михалкова. Факт великой войны не оспаривается ни в коей мере, а вот великий фильм – это, по меньшей мере, нескромно.
Но все же сначала о трех китах. Они, на мой взгляд, таковы:
1. Последние фильмы Михалкова принято ругать.
Так было с «12». Интерес подогревался сарафанным радио, сильной пиар-компанией, содержащей немало негативных откликов. А психология массового зрителя не пропустит фильма, который дружно называют плохим. Потому что надо же узнать, почему именно плохой и не заговор ли это инопланетян. Потому и приток ценителей (некоторые приходят в шапочках из фольги) в кинотеатры не ослабевает.
2. Сиквел всегда хуже оригинала. Всегда. В лучшем случае продолжение будет совсем другим кино, имеющим с оригиналом весьма условную связь.
Я рассматриваю «Утомленных солнцем» как самостоятельный, отдельный, хороший фильм. Поэтому, когда заговорили о том, что это лишь первая часть, и снимается продолжение, я заранее напряглась. Как оказалось – не зря. Мало того, что вторая часть грешит ляпами штампами, так она еще и бросает тень на свое изначальное.
3. Если привлечь зрителя к сюжету картины не удается (а то он и вовсе отсутствует) в ход идет игра на инстинктах, чаще всего на страхе и возбуждении.
Так вот, вероятно, в «УС2» пытались вложить смысл, от которого зритель ужаснется. Развороченные животы советских солдат, истребление цыган… Но как-то не рассчитали. Потому что страха при просмотре не испытываешь: все показанное напоминает дикий фарс из разряда «страшно – смешно». Попробовали сыграть и на возбуждении. Но роль голой груди Нади Михалковой в фильме я не буду обсуждать. Из женской солидарности.
Теперь о хорошем. В этом фильме все хорошее с легкостью поместится в один абзац.
1. Попытка показать не противостояние держав, а противостояние людей. Хорошо, намек на попытку. Но все же.
2. Один из главных героев помимо семьи Котовых –
Отдельной статьей заигрывание с религией. Понятно, что современным режиссерам хочется показать, что в окопах на передовой неверующих нет. Но. Показано настолько грубо, что поневоле достигается обратный эффект. Православная мина, это перебор. Вот и получается, что в основе не вера, а принцип «Бог – не фраер, все видит».
И последнее. Один из принципов романтизма заключается в показе исключительного человека в исключительных условиях. Исключительный человек, судя по всему, Котов. Наиболее популярные исключительные условия в нашей стране – военные. Настолько они близки каждому жителю одной шестой части суши, что он с легкостью съест сюжетные неточности и недоговоренности. При условии, что сюжет все же есть. А «Утомленные солнцем 2» воспринимаются как яркий, шуршащий внешней фольгой и позолотой комикс. Почему речь о романтизме? Потому что реализмом здесь тоже не пахнет.